City University of International Partnership / State license АБ 0137478
International accreditation ACBSP (USA) / Institutional and specialized accreditation IQAA (Kazakhstan)

СМИ о нас

Интервью вице-президента КАСУ Дэниела Бэлласта в проекте «Американцы в Казахстане»

3526

В рамках проекта «Американцы в Казахстане» вышло интервью вице-президента по международным программам и сотрудничеству Казахстанско-Американского свободного университета, гражданина США Дэниела Бэлласта «Я благодарен, что жизнь дала мне возможность жить в Казахстане».

http://esquire.kz/4827-amerikanci_v_kazahstane_dieniel_biellast_ya_blagodaren_chto_jiz

Книга о Е.А.Мамбетказиеве в рамках проекта «Өнегелі өмір»

Вышло в свет издание о Президенте Казахстанско-Американского свободного университета, академике НАН РК Ережепе Альхаировиче Мамбетказиеве в рамках проекта«Өнегелі өмір».

12

Проект «Өнегелі өмір» - один из важных проектов, запущенных по инициативе ректора КазНУ им. аль-Фараби, профессора Г. Мутанова. В серийных книгах «Өнегелі өмір» публикуются материалы о выдающихся  ученых, заслуженных деятелях науки, государственных, общественных деятелях, являющихся выпускниками КазНУ им. аль-Фараби или достигших высокого государственного и общественного признания в период работы в КазНУ им. аль-Фараби.

7 февраля 2011 года был создан Республиканский общественный Совет редакции по изданию серийных книг «Өнегелі өмір», в состав которого вошли видные государственные и общественные деятели, ученые, писатели и публицисты.

Данный проект был создан в целях воспитания подрастающего поколения на примере жизни и деятельности выдающихся отечественных ученых-педагогов, внесших значительный вклад в развитие университета

Әлемдік деңгейдегі жоғары білім

Журнал «Я люблю Өскемен» №1 (07) от 08.12.2016г.

1

Совесть вуза

Газета «Новое поколение»
       От 19 февраля 2015 года
      

     Люди   
   Совесть вуза

        Галя  Галкина Он известный в республике организатор образования, неутомимый новатор, ректор, депутат Верховного Совета 12-го созыва, министр образования и науки в 1993-1995 годах, в самый кризисный для суверенного Казахстана период. Ережеп Альхаирович Мамбетказиев организовал первые региональные университеты в Павлодаре, Акмолинске, Талдыкоргане, Атырау, Петропавловске, вызвал к жизни целый ряд инноваций - тестирование, программу “Болашак”, трехъязычие, бакалавриат-магистратуру-докторантуру PhD, передачу всех вузов в ведение одного министерства, частные негосударственные вузы... Стоял у истоков создания Академии наук высшей школы, издания журнала “Высшее образование в Казахстане”. Все эти и другие блестящие инновации были успешно внедрены в вузовскую систему образования

В зале выставок Национальной библиотеки состоялась презентация монографии академика HAH РК, президента Казахстанско-Американского свободного университета Ережепа Мамбетказиева “Ректор - совесть вуза”. Презентация монографии Е. Мамбетказиева была проведена по инициативе Алматинского бюро пресс-службы президента РК, Академии журналистики Казахстана и содействия Министерства образования и науки РК. 
Модератором мероприятия выступил Сагымбай Козыбаев - заведующий кафедрой истории журналистики КазНУ имени аль-Фараби, президент Академии журналистики, доктор исторических наук.
В презентации приняли участие ректоры национальных и ведущих государственных университетов Казахстана, видные ученые, депутаты мажилиса, парламента РК, известные политические и общественные деятели, журналисты.
Ережеп Мамбетказиев органично вписал свой собственный жизненный путь в современный ритм общества, профессиональную среду. Достижения крупного ученого-химика, основателя научной школы, известного в республике и за рубежом организатора образования высшей школы, новатора признаны отечественной и мировой общественностью. Он прошел путь от аспиранта до академика НАН РК, от ассистента до президента университета международного партнерства, министра образования и науки РК.
Но все достижения и заслуги перед отечеством не успокаивают Ережепа Альхаировича. Он вновь обращается к осмыслению проблем образования и науки, общества в целом: “Когда окружающая тебя реальность при всех ее позитивных проявлениях достигнутого обнаруживает явные проблемы, ты отчетливо осознаешь потребность приложить силы к их решению. Потому что у тебя не только опыт. На тебе личная, гражданская ответственность за судьбы молодого поколения, доверившего тебе свое будущее”. Из этого высокого чувства ответственности и возникла потребность выпустить сборник трудов, докладов, выступлений, публикаций и писем - многотомник, в котором аккумулированы весь опыт Ережепа Мамбетказиева, научные достижения, осмысление научных проблем не только образования и науки, но и общества в целом, даны конкретные предложения по гармонизации образовательной системы как национального стратегического приоритета... 
Весь профессиональный путь автора - это стремление не только соответствовать вызову времени в подготовке молодого поколения специалистов, но и опережать его потребности. Уже самая первая монография Ережепа Альхаировича “Образование: тревоги и надежды”, изданная в 1997 году, стала серьезным осмыслением наиболее острых проблем отечественной высшей школы.
Ережеп Мамбетказиев практически воплощал свои представления о высшей школе, организовав вузы нового времени - Восточно-Казахстанский госуниверситет (третий в республике после КазГУ и КарГУ), которым он бессменно руководил 18 лет, и первый в республике негосударственный вуз международного партнерства - Казахстанско-Американский свободный университет, отметивший 20-летие.
Более 600 самых талантливых, трудолюбивых студентов и магистрантов КАСУ прошли практику и стажировку в США, Европе. Все они - молодое поколение казахстанцев, будущие лидеры страны. Около 500 иностранных партнеров из ведущих университетов США, Канады, Европы приняли участие в учебном процессе вуза, подтверждая актуальность международного сотрудничества в подготовке молодых специалистов республики.
Ережеп Альхаирович - выходец из блестящей школы корифеев науки, ученых с мировым именем академиков Российской академии наук А.Н. Фрумкина, “Героя России” В.А. Легасова, Я.М. Колотыркина, Ю.В. Овчинникова и других. Именно им, их светлой памяти, а также талантливейшему казахстанскому профессору Б. Беремжанову и посвятил весь свой созидательный путь в служении образованию и отечественной науки. 
Прошел докторантуру в МГУ, ЛГУ - стажировку в ведущих университетах и научно-исследовательских институтах Москвы, Ленинграда, Казани, Тарту, Днепропетровска, Риги, Краснодара... Докторскую диссертацию защитил в МГУ имени Ломоносова. Ережеп Альхаирович автор 750 работ, в числе которых монографии, учебники, учебные и методические пособия. Часть из них переиздана в США, Европе, России, Монголии, КНР. Проблемам образования, науки посвящено 8 монографий, среди которых “Образование: тревоги и надежды”, “Университеты XXI века: инновации и реформы”, “Университеты Казахстана - стратегический приоритет его развития”, “Опережающий время”, “Казахстан - США: во имя поколений будущего”. 

 

В своей новой работе “Ректор - совесть вуза” Ережеп Мамбетказиев осмысливает наиболее острые проблемы не только образования и науки, но и общества в целом. Книга обращена к коллегам по ректорскому корпусу, организаторам образования, депутатам, педагогам, студентам, родителям, представителям общественности, ко всем соотечественникам, рассчитана на широкий круг читателей.
Монография “Ректор - совесть вуза” издана на русском, казахском, английском языках не только в Казахстане, но и в издательстве Co-Serve-International города Сэнди, штат Орегон, США. Книга иллюстрирована фотоматериалом из фонда автора, ярко дополняющим повествование монографии.
Ережеп Мамбетказиев - президент Казахстанско-Американского свободного университета, академик HAH РК, нескольких международных академий, доктор химических наук, профессор:
- Я не бизнесмен, не политик. Всю свою жизнь посвятил подготовке специалистов. Создал два университета - Восточно-Казахстанский госуниверситет и первый в республике негосударственный вуз международного партнерства - Казахстанско-Американский свободный университет, открывший этап интеграции в мировое образовательное пространство. В качестве примера приведу лишь две цифры, характеризующие этот частный вуз - около 500 иностранных партеров приняли участие в учебном процессе, 625 самых талантливых, трудолюбивых, докторантов прошли практику, стажировку в США, Европе, Канаде. Все они дети различных регионов Казахстана, поколение будущих лидеров суверенной республики. Нашим детям и внукам очень сложно сегодня приобщиться к реальности. XXI век существенно изменил весь мир, он требует не только высокой образованности, но конкурентоспособности, мобильности, иначе просто не выжить в этом мире достойно, успешно, благополучно... Отсюда наша ответственность за их судьбу. Кто будет думать об этом, если не мы с вами. Мы все в огромном долгу перед молодыми казахстанцами. Нам есть над чем задуматься, что обсудить. Для этого у нас есть потенциал и опыт лучших представителей ректорского корпуса, настоящих профессионалов. Наш профессиональный долг - обеспечить качество образования, продумать конкретный механизм для достижения нашей цели. Согласитесь, по сравнению с ситуацией 70-х годов, когда ограниченного финансирования едва хватало на сохранение научного сообщества Казахстана, отечественного образования, сегодня возможности совершенно иные: выделяемых правительством средств вполне достаточно и для содержания Национальной академии наук, и для достойной оплаты труда ученых, профессионалов образования, даже когда они выйдут на пенсию. Бесспорно, за время независимости Казахстана высшая школа продемонстрировала гибкость, способность к адаптации переходного периода. Несмотря на кризис, удалось сохранить ее интеллектуальный потенциал, обеспечить доступность высшего образования. Однако налицо издержки образования, снижающие его качество. В проводимых реформах нет системности, недостаточно продуман конкретный механизм их реализации. Основным вектором модернизации высшей школы должен стать инновационный прагматизм. С ростом платного сектора госвузы оказались в финансовой ловушке, снизились требования к студентам, отсутствует продуктивное сотрудничество высшей школы с производством - лишь один процент работодателей крупнейших бизнесов участвуют в подготовке специалистов, в развитых странах - 30 процентов! Вузовская система образования развивается без учета требований рынка. В учебных заведениях развито бумаготворчество, отвлекающее вузовских педагогов от их реальной работы над качеством обучения и научной деятельности. Неконкурентоспособный уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, отсюда нехватка квалифицированных научно-педагогических работников. Высокая годовая нагрузка профессорско-преподавательского состава на 700-900 часов, что в три раза выше, чем у зарубежных преподавателей. Решение этих и других вопросов требует не менее детального и глубокого анализа. Конечно, объема одной книги для этого недостаточно. Думаю, что материалы сегодняшнего обсуждения и многочисленные отзывы послужат основой для работы над продолжением монографии.
Коллеги по ректорскому корпусу, соратники, единомышленники рассказали о Ережепе Мамбетказиеве и поделились своими впечатлениями о книге. 

Сагымбай Козыбаев - заведующий кафедрой истории журналистики КазНУ имени аль-Фараби, президент Академии журналистики, доктор исторических наук:
- Высшее образование как один из важнейших социальных институтов терпит те же беды, те же неудобства, которые характерны в целом для общества. Тем не менее образование - это духовность. И на образование не надо жалеть денег. К сожалению, это мы начинаем понимать позже. Ережепу Альхаировичу досталась судьба стоять у истоков, заложить первые кирпичики отечественного образования. А сегодня Ереке подводит определенный итог своих профессиональных достижений, думая о продолжении, о преемственности. И у Ереке есть такое продолжение - его рода мыслей, души, любви как мужчины к своим детям - это его сын Айдар Мамбетказиев, ректор Казахстанско-Американского свободного университета, доктор PhD, академик Международной академии информации, на плечи которого ляжет с этого момента основной груз забот о детище его отца, созданном им вузе, будут возложены обязанности президента этого прославленного вуза. И сегодня в связи с презентацией книги Ережепа Альхаировича может состояться разговор о проблемах нашего образования, о ректорском корпусе как таковом, развернется дискуссия о том, столь уж необходимо ли нам англо-саксонское образование, не было ли хорошим то, что мы создали в области образования в советское время и не стоило ли нам брать разумное и доброе из того, что мы имели? И мы можем смело об этом говорить, потому что в нашей стране можно не бояться прямых высказываний.
Т.М. Мухамедкалиев - доктор наук, профессор, “Почетный работник образования РК” (ранее - ректор Джамбульского технологического института, начальник Главного управления высшего и среднего образования МОИ РК):
- С Ережепом или Аманом (как его называли тогда все вокруг) я знаком с 1966 года, когда он впервые появился в кругу аспирантов химического факультета Казахского государственного университета имени С.М. Кирова. Я в то время уже работал ассистентом - преподавателем на кафедре органической химии после окончания аспирантуры и писал свою кандидатскую диссертацию, завершая одновременно проведение некоторых дополнительных экспериментов. Хочу заметить, что все аспиранты в то время были заняты проведением своих экспериментов и пропадали в научных лабораториях. Поэтому времени для неформального общения между собой у них практически не было.
Аман привлекал внимание сослуживцев своей открытостью. Его доброжелательная улыбка смотрелась симпатично и вызывала ответную теплую реакцию любого человека и поднимала настроение. Так прошли несколько лет. В 1969 году я перешел работать в аппарат Министерства высшего и среднего специального образования Казахской ССР, и наши встречи с Аманом и другими коллегами стали еще реже. Пути наши сошлись в октябре 1993 года, когда он стал министром образования Республики Казахстан, а я работал начальником главного управления высшего образования и науки этого же министерства. К этому времени Ережеп уже был умудренным опытом ректорской работы в Усть-Каменогорском педагогическом институте, позднее преобразованном в Восточно-Казахстанский госуниверситет, управленцем с тем же неугомонным характером, которым он обладал еще в аспирантские годы.
Работа Ережепа в должности министра образования республики отличалась активным поиском новых идей и мыслей по улучшению деятельности руководимого им ведомства и всей отечественной системы образования. Он и сам был неиссякаемым источником новаций. Ряд введенных им в обиход перспективной деятельности профильного ведомства идей, таких как региональные университеты, трехъязычие и проект программы “Болашак”, опережали свое время и впоследствии стали реализовываться на практике. Я уверен, если бы внедрение этих новаций происходило при непосредственном участии их инициатора Ережепа в качестве министра образования, то страна могла бы избежать многих недостатков и упущений, обнаруженных при дальнейшем практическом функционировании этих проектов. 
Г.М. Мутанов - ректор Казахского национального университета имени Аль-Фараби, доктор технических наук, член-корр. HAH РК (ранее - ректор Северо-Казахстанского госуниверситета, первый вице-министр образования и науки РК, ректор ВКГТУ имени Д. Серикбаева):
- Его успешная тридцатилетняя деятельность в статусе ректора - уникальное явление в истории отечественного образования. Уверен, что если бы он в свое время занялся только большой наукой, он и здесь сумел бы добиться неменьшего признания в статусе химика-исследователя. Однако его неуемная энергия, талант настоящего лидера, умелого организатора, способного увлечь своей идеей даже многотысячный коллектив, с наибольшей убедительностью нашли проявление именно в образовании, вузовской практике.
Одних его инноваций - региональные университеты, тестирование, непрерывное образование, программа “Болашак”, полиязычие, “бизнес-наука”, сеть негосударственных вузов, открытие Восточного отделения НАН РК, создание Академии высшей школы РК и так далее - хватило бы, пожалуй, на несколько видных организаторов образования. Тем более удивительно, как в одном человеке мог быть сосредоточен целый каскад инициатив, предвосхищающих органичную потребность сложного перестроечного времени начала девяностых. И, что особенно важно, каждая из этих его инноваций была успешно апробирована на базе созданного им университета на востоке Казахстана, прокладывая путь к предстоящим фундаментальным преобразованиям всей высшей школы страны. В этом смысле открытие спустя 70 лет существования Советского Союза, на базе периферийного Усть-Каменогорского пединститута третьего классического университета с полным перечнем специальностей, стало своеобразной “отправной точкой” для переосмысления перспективы всей высшей школы.
Все эти годы, несмотря на достигнутое признание общества, ему никогда не изменяет его способность пропускать через свое беспокойное сердце самые острые проблемы. Чувство безмерной гражданской ответственности за судьбы молодого поколения, его будущее вновь и вновь выводит его на конструктивный диалог с вышестоящими органами, коллегами по ректорскому корпусу, общественностью. И вновь предложения, конкретные рекомендации, конкретные действия.
Косылган Кузембай - заслуженный деятель РК, академик Международной академии высшей школы, доктор химических наук, профессор (ранее - ректор Аркалыкского государственного пединститута):
- Уверен, опыт старшего поколения коллег и руководителей образования очень важен для тех, кто идет по их стопам. И мы не снимаем с себя ответственности за сегодняшнее состояние образования и науки. Нам есть, что вспоминать, анализировать, из чего извлекать полезные уроки.
Нашей дружбе уже полвека. И все эти годы Е.А. Мамбетказиев развивался как лидер и шел по жизни лидером. Родиться и суметь выйти в лидеры на стартовом этапе своей жизни - это только начало. Чтобы сформироваться ученым, педагогом, личностью, необходима постоянная и упорная работа. Его детство сына рыбака прошло на астраханской земле. Помогая отцу, он постигал сложность каждодневного труда, что закалило его не только физически, но и сформировало характер, заложив в нем основу мужественности. Шаг за шагом он делает решительный и смелый вызов всему сложному, неизведанному. Такое желание брать одну жизненную планку за другой присутствует в нем всегда.
Весь профессиональный путь Ережепа Мамбетказиева - это созидание во имя поколения будущего. Самым ярким свидетельством тому является Казахстанско-Американский свободный университет, первый частный вуз международного партнерства, второе “детище” Мамбетказиева. Признанный как один из лучших вузов Казахстана - согласно Национальному рейтингу - КАСУ с достоинством прошел двадцатилетний путь развития. Время показало: все инициированные им элементы реформирования подтвердили свою жизнестойкость, оказались своевременными, обоснованными в новой казахстанской реальности и сейчас сохраняют свою актуальность.

 

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Kazakh-American Free University (KAFU). All rights reserved.

Prospect Nezavisimosty 86, Ust-Kamenogorsk, East Kazakhstan Region, Kazakhstan, 070018

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru