Халықаралық серіктестегі қалалық жоғары оқу орны / Мемлекеттік лицензия АБ 0137478
Халықаралық аккредитация ACBSP (АҚШ) / Институциональдық жәнемамандандырылған аккредитация БСҚЕЖҚТА(Қазақстан)

Блог Президента

Выступление Президента КАСУ, академика НАН РК Ережепа Мамбетказиева на IV Евразийском форуме лидеров высшего образования EHELF-2015

Астана. Назарбаев Университет, 11-12 июня

Аса құрметті әріптестер!

Глубокоуважаемые участники Форума!

Разрешите выразить оргкомитету признательность за доверие выступить перед коллегами!

В Послании “Нұрлы жол” Президент страны вновь подчеркнул необходимость достижения качества образования. Бесспорно, за годы независимости высшая школа адаптировалась к требованиям века. В этом - немалая заслуга моих коллег, ректоров.

Несомненно, достижения у нас есть. Но ведь есть и проблемы. Располагая 30-летним опытом ректора, считаю возможным высказать некоторые соображения.

Итак, первое. Подготовка кадров без учета спроса рынка труда. Каждый год около 25% выпускников остаются невостребованными. Предлагаю вернуться к уже апробированному опыту: создание в каждой области крупных инновационных региональных госуниверситетов за счет объединения вузов, что исключит дублирование специальностей.

Второе. Нарушение баланса между бюджетными и платными местами в ведущих вузах резко снижает качество. Не зря работодателей отпугивает уровень квалификации выпускников. Нельзя допускать, чтобы массовое платное обучение и дальше усиливало дипломированную безработицу.

Еще один путь к качеству- избирательность высшего образования. Анализ показывает: реально только 30% подготовлены к вузовским программам. Для остальных- колледжи, профобразование. В этой связи неизмеримо возрастает ответственность школы. Она нуждается сегодня в рациональной модели профдиагностики ученика.

Логично в этом плане введение ежегодного тестирования учащихся по всем школьным предметам. На выпуске итоговый средний балл в сочетании с результатами Национального тестирования даст объективную оценку знаний. Не будет “натаскивания” лишь по отдельным предметам. Вузы получат профессионально ориентированного абитуриента. Стоит подумать и о проведении профильного собеседования в вузе силами его ведущих ученых.

Третий момент. Вузы традиционно дают больше теоретических знаний в ущерб практическим. Выход: сокращение доли общеобразовательных дисциплин. Недостаточно формируются навыки избранной профессии. Вуз и производство пока далеки друг от друга. Доля участия работодателей не превышает 1%, а в развитых странах это- 30%. Значит, необходима координация на государственном уровне.

Четвертое. Наболевшее.Вузы не обеспечили пока меры для стимулирования труда преподавателя (высокая нагрузка, незавидная заработная плата, излишнее бумаготворчество). Для творческого роста времени не остается. Скажу больше: мы не поддерживаем даже известных казахстанских ученых, получивших в свое время образование в престижных университетах Москвы, Ленинграда, а сегодняшнее поколение- в лучших зарубежных вузах. Зато мы умудряемся запрещать им работу в штате одновременно нескольких вузов. Мы не приглашаем их для чтения лекций за достойную высокую плату в ведущих вузах. А в мировой практике это- знак особого почтения к именитым специалистам. Надеюсь, проблема будет решена на уровне Министерства.

Пятое. Инновационная экономика нуждается сегодня в кадрах высшей квалификации, особенно в регионах. А государственных грантов для подготовки докторов PhD выделяется недостаточно и неравномерно (их больше в столицах). Предлагаю ежегодно выделять конкурентоспособным вузам, в т.ч. частным,уже имеющим успешную защиту докторских диссертаций, квоту приема на платной основе. Она устанавливается Министерством на основе ходатайства Облакимата в соответствии с заказом предприятий. Они же оплачивают обучение.

Еще один важный момент. XXI век с его прогрессивными технологиями, в основном, на английском языке усилил значимость полиязычия. КАСУ международного партнерства (с США) задолго до этого одним из первых, одновременно с КИМЭП, спрогнозировал эту потребность времени. (Только мы начали с подготовки бакалавров, а КИМЭП - магистров.) За 20 лет подготовлено более 4 тысяч конкурентоспособных специалистов со знанием языка. По данным Министерства, за 2014 год КАСУ занял 4-ое место из 130 вузов страны по трудоустройству выпускников. Располагая опытом полиязычия, мы предлагаем провести на своей базе “Круглый стол” с участием министра, ректоров ведущих вузов, иностранных партнеров.

И последнее. Уверен: не следуя только зарубежным образцам, сохраняя национальные приоритеты, мы можем создать свою казахстанскую вузовскую модель. Наглядный пример тому- Сингапур, Малайзия. Согласитесь: если мы не сможем сегодня оценить наши проблемы с жестких критических позиций, то завтра может быть уже поздно.

 

Рахмет!

Благодарю за внимание.

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Қазақстан-Американдық еркін университеті (ҚАЕУ). Барлык кукыктар коргалган.

Қазақстан Республикасы ШҚО,070018, Өскемен қаласы, Тәуелсіздік даңғылы, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru