Городской вуз международного партнерства / Государственная лицензия АБ 0137478
Международная аккредитация ACBSP (США) / Институциональная и специализированная аккредитация НКАОКО (Казахстан)

Совершенствование полиязычных программ обучения

Новицкая Ю.В.

Главой государства Н.А. Назарбаевым в рамках четвертой институциональной реформы «Нация единого будущего» определены направления эффективной реализации полиязычного образования. Необходимость качественного владения иностранным языком выпускниками современной школы напрямую связана с темпами и уровнем развития науки и техники в мире, требующими свободного владения иностранными языками для более качественного и полноценного получения необходимых теоретических и практических знаний, умений и навыков.

В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы подготовки кадрового обеспечения полиязычного обучения в системе образования РК, использования современных образовательных технологий обучению иностранным языкам.

Одной из таких технологий является предметно-языковое интегрированное обучение CLIL (Contentand Language Integrated Learning). Ее основные компоненты, каждый из которых реализуется по-разному в зависимости от возраста обучающихся, социально-лингвистической среды и степени погружения в CLIL, включают следующие аспекты: 

1. Культурный аспект.

2. Социальный аспект.

3. Языковой аспект.

4. Предметный аспект.

5. Обучающий аспект.

Среди основных преимуществ данной методики является  повышение мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся; целенаправленное изучения языка для решения конкретных коммуникативных задач; повышение общего уровня межкультурной и социокультурной компетенции.

Однако внедрение технологии предметно-языкового интегрированного обучения на данном этапе развития полиязычного обучения неизбежно может столкнуться с такими проблемами как  отсутствие  квалифицированных преподавателей - предметников, способных вести обучение по своему предмету на английском языке; низкое владение иностранным языком самими учащимися; проблема разработки учебных программ и подготовки учебного материала, который бы удовлетворял потребностям учащихся; проблема оценки достижений обучающихся по дисциплинам программы полиязычия.

В связи с этим, для решения первой проблемы целесообразно было бы вернуться к практике подготовки специалистов по отдельным специальностям с дополнительной специализацией «Иностранный язык» путем включения в Классификатор специальностей высшего и послевузовского образования РК ранее имевшихся специальностей группы «Образование» с дополнительным изучением английского языка («Педагогика и методика начального обучения с дополнительной специальностью «Иностранный язык»; «Русский язык, иностранный язык» и т.д.).

Это позволит хотя бы частично решить проблему кадрового обеспечения полиязычных программ. Выпускник, получивший квалификацию учителя начальных классов и учителя английского языка или информатики (в соответствии с дополнительной специальностью), сможет обеспечить качественное обучение с учетом специфики преподаваемого предмета на английском языке, создав при этом естественную среду для обучения, пусть и не на родном для обучающихся языке.

Кроме того, важно и необходимо вести целенаправленную работу по повышению мотивации учащихся, развитию их креативных способностей и эмоционально-образных представлений. Во многом решению данной задачи помогает использование проектного метода при обучении на иностранном языке. Проектная методика помогает решить проблему потери интереса учащихся к предмету, вызванную дополнительными сложностями, связанными с изучением предмета на не родном языке, стимулирует использование языка в прямой его функции – функции общения, дает возможность интегрировать знания по предмету с изучением английского языка, формирует механизм самореализации обучающихся.

В настоящее время доступными для педагогов, обучающих на английском языке являются преимущественно учебники зарубежных издательств «Longman», «McMillan», «Oxford University Press» и других. При всех многочисленных достоинствах данных учебников, они имеют один существенный недостаток –не соответствуют тематике и требованиям Государственных стандартов образования РК, не имеют казахстанского компонента, а, значит, хороши только лишь для преподавания дисциплины «Английский язык для специальных целей», а не для преподавания предметов общеобразовательной школы на английском языке. А это значит, возникает потребность в незамедлительном создании собственных учебников для такой цели. 

 

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Казахстанско-Американский Свободный Университет (КАСУ, ВУЗ). Все права защищены.

Республика Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск, 070000, Пр. Независимости, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru