Городской вуз международного партнерства / Государственная лицензия АБ 0137478
Международная аккредитация ACBSP (США) / Институциональная и специализированная аккредитация НКАОКО (Казахстан)

Блог Президента

Блог Президента КАСУ

Выступление Президента КАСУ, академика НАН РК Ережепа Мамбетказиева на IV Евразийском форуме лидеров высшего образования EHELF-2015

Астана. Назарбаев Университет, 11-12 июня

Аса құрметті әріптестер!

Глубокоуважаемые участники Форума!

Разрешите выразить оргкомитету признательность за доверие выступить перед коллегами!

Подробнее: Выступление Президента КАСУ, академика НАН РК Ережепа Мамбетказиева на IV Евразийском форуме...

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«Педагогические технологии  по развитию функциональной  грамотности школьника»

          15 мая 2015 года.  Усть-Каменогорск, ВКТУ им. Д. Серикбаева.

Аса құрметті әріптестер!

30 жылдық тәжірибем бар ректор,  тоқсаныншы жылдардың басындағы Білім  министрі ретінде, мен мектеп проблемаларын жақсы білемін. Мінен  сондықтан да ұстаздың баға жетпес еңбегіне шын пейілден шексіз құрметімді білдіріп, Қазақстан-Американдық еркін университетінің бүкіл ұжымы атынан конференцияға қатысушыларға сәлем жолдаймын!

Глубокоуважаемые коллеги!

Как ректор с 30 -летним стажем, министр образования начала девяностых, я достаточно хорошо знаю проблемы школы. И именно с позиций безмерного, искреннего уважения к учительскому труду приветствую участников конференции от имени всего многотысячного коллектива Казахстанско-Американского свободного университета!

Мы, ректоры вузов, общество наше всецело зависим от Учителя, его профессионализма. Будь ты трижды академик, ученый с мировым именем, тебе не подготовить в стенах вуза классного специалиста- химика, если фундамент знаний, интерес к этой науке, умение серьезно трудиться не сформированы школьным учителем.

Бесспорно, в настоящее время приняты определенные меры по повышению его статуса, престижности педагогического труда. Однако, радикальных изменений в положении учителя пока не произошло. Наше общество сегодня в большом долгу перед ним: малоимущий учитель-это путь к его духовному кризису. А это опаснее, чем кризис экономический. Государство, которое забывает о нуждах учителей, не может иметь достойное будущее. Независимой республике нужен учитель, который может жить свободно, не думая о хлебе насущном, не унижаясь перед чиновничьей властью.

Тем более, что инновационный век, современная информационная среда, активно влияющая на сознание учащегося, полиязычие требуют от школьного учителя очень высокого уровня профессиональной грамотности, новых форм работы. От него зависит, насколько выпускник школы будет готов к реальным условиям жизни общества, к саморазвитию во имя своего достойного будущего. Фактически, это принципиально новый формат учителя.

За счет чего мы можем обеспечить подобный уровень?

Первое. Изменить систему подготовки учителя. Обеспечить тщательный отбор абитуриентов на учительские специальности. Сегодня в педвузы идут далеко не лучшие выпускники, а средства государства и бюджетные места отводятся немалые. Конкретной мотивацией может стать значительное увеличение размера стипендии в педвузах. Возможно, следует подумать о подготовке учителей только по магистерским программам, после освоения основной, профильной специальности.

Второе. Нужно менять учебные программы подготовки учителей, добиваясь практической направленности обучения, его прагматизма.

Третье. Повышение квалификации учителей переориентировать на индивидуальную работу с каждым из них, в соответствии с уровнем его профессиональных компетенций.

Четвертое. Выработать четкие параметры социального статуса учителя, значительно увеличить размер его заработной платы в соответствии с достигнутым уровнем педагогического мастерства. Сильные педагоги-это сильные ученики. Сильные специалисты-это процветающее, конкурентоспособное на мировой арене государство.

Глубокоуважаемые коллеги!

Неизмеримо возрастает роль учителя и в решении целого ряда других проблем образования:

Первое. Именно школа, формируя базовую подготовку учащегося, должна отслеживать и оценивать его индивидуальные данные, потенциал, интересы, интеллектуальный рост, заниматься селекциейталантов, Ведь реальным потенциалом для вузовского обучения располагает не более 30% выпускников. Для остальных- рабочие профессии, средне-техническое образование, обучение в колледже. То есть от учителя требуется грамотная, своевременная профессиональная диагностика, позволяющая заранее определить самый приемлемый, посильный для каждого ученика уровень обучения. Только тогда мы сможем преодолеть опасную тенденцию массовизации высшего образования и, как следствие, дипломированную безработицу.

Второе. Наши учителя в большинстве своем не готовы к качественному полиязычию, которое становится настоятельной потребностью времени. Не случайно Президент страны, выступая на Юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана, оценил полиязычие как важнейший стратегический приоритет развития образования. В этом смысле сам учитель, независимо от его профиля, должен свободно владеть универсальным для всего мира английским языком. (Тем более, что информационный материал часто идет именно на английском). Но это не должно быть в ущерб государственному языку.

Третий момент касается ЕНТ, тестирования. В последние годы эта процедура часто выглядит как “натаскивание”  учителем выпускника на положительные результаты только по конкретным дисциплинам. Учителя можно понять: сегодня итоги ЕНТ- это показатель качества его работы. Но мы должны преодолеть и этот перекос. Считаю более целесообразным ежегодное тестирование учащихся старших классов с выдачей по завершению обучения итогового сертификата, который в сочетании с данным ЕНТ обеспечит предельно объективную картину уровня знаний. А в перспективе выпускные экзамены, я полагаю, можно будет вообще отменить. За 12 лет обучения школа может составить вполне объективные представления о знаниях учащегося и выставить итоговые оценки по всем предметам.

Я позволил себе лишь некоторые соображения по вопросам дальнейшей гармонизации образовательной системы. Более подробно все эти проблемы изложены в моей последней монографии “Ректор-совесть вуза”, презентация которой состоялась в Национальной библиотеке по инициативе Алматинского Бюро Пресс-службы Президента РК.

Конечно, проблемы для обсуждения есть. И личная, гражданская ответственность каждого из нас-объективное, критическое осмысление и принятие конкретных мер для их решения во имя достойного будущего наших детей.

Әрине, талқылайтын мәселелер жеткілікті. Біздің әрқайсысымыздың жеке де, азаматтық та жауапкершілігіміз ол әділ, сыни зерделеу мен балаларымыздың жарқын да, лайықты  болашағы үшін оларды шешуге нақтылы шаралар қабылдау болып табылады.

 

Назарларыңызға рахмет!

 Благодарю за внимание.

Выступление на заседании ВК областного Совета по инновациям и новым технологиям

          Усть-Каменогорск, 14 мая 2015 года, технопарк «Алтай»

Казахстанско-Американский свободный университет более 20-ти лет проводит научные исследования по трансферту новых технологий очистки воды. Сотрудничество с международными партнерами из России, Германии, уже имеющими опыт внедрения подобных технологий в странах Европы, России, Украине, Белоруссии, позволил нашим ученым максимально адаптировать их к условиям экологически неблагополучного Восточного региона Казахстана.

В свое время, при активной поддержке акима области В. Метте нами был успешно реализован совместный проект, согласно которого на предприятии “УК-Водоканал”:

  •                          была обеспечена эффективная очистка городских сточных вод от активного ила за счет дозирования реагентов в автоматическом режиме
  •                          решена проблема устранения неприятных атмосферных запахов

На Юбилейно-Снегирихинском руднике:

  •                          выполнены лабораторные работы и научные исследования по очистке шахтных вод от твердых металлов, оксидов и других коллоидных частиц
  •                          определены и предложены наиболее оптимальные, приемлемые именно для данного предприятия марки реагентов и геоматериалов по складированию в геотубах твердых компонентов для хранения отходов. (В 2012 году было выполнено работ на сумму 1 миллион 200 тысяч тенге).

Но все это данные прошлых лет. Сейчас картина иная: предприятия не торопятся использовать новые технологии для решения экологических проблем региона. К примеру, тот же “Водоканал” вновь продолжает загрязнять воздушную атмосферу города неприятными запахами, вызывая возмущение и жалобы населения. А ученые КАСУ готовы предложить сегодня целый ряд современных, экономически выгодных технологий, применимых на конкретных предприятиях Восточного Казахстана:

1.  для энергетики, горнодобывающей, металлургической, химической, пищевой промышленности, сельского хозяйства

- технология разделения твердой и жидкой фаз при очистке любых типов вод (шахтных, сточных, питьевых, ливневых). В ней могут быть заинтересованы Казцинк, Казахмыс, Акжальский, Зыряновский, Жезкентский, Иртышский, Николаевский горно-обогатительные комбинаты

2.  не менее эффективна инновационная технология по фильтрации и обезвоживанию шахтных осадков, способная значительно повысить степень очистки шахтных вод, когда очищенная “хрустальная” вода сбрасывается в речные водоемы для оборотного цикла использования

3.  эта же технология применима для складирования или дальнейшей переработки твердого осадка в качестве сырья для металлургического производства, очистных сооружений, животноводческих ферм и.т.д.

Как видите, все эти инновационные технологии, уже апробированные цивилизованным миром, готовы к применению. Но без поддержки Областного акимата, готовности заинтересованных предприятий, без принятия самых жестких мер эту проблему не решить.  Предприятия должны быть поставлены в такие условия, когда им выгоднее финансировать внедрение новых технологий, нежели выплачивать государству солидные штрафы за загрязнение окружающей среды.

20 лет Казахстанско-Американскому свободному университету

20 лет Казахстанско-Американскому свободному университету

университет глобального и будущего

1994 год. Казахстан  только обрел независимость. На Востоке Казахстана  зреет амбициозный по тем временам инновационный проект  с размахом на межконтинентальное  партнёрство.  Инициатива Востока была первым теплым лучом  на занавес холодной войны. В тот сложный период становления молодой суверенный Казахстан  не имел опыта общения с Америкой.

В нынешнем году  первый отечественный вуз международного партнерства - Казахстанско-Американский свободный университет - отмечает свое 20-летие. Все эти годы лекции  в его стенах, мастер-классы, научные исследования проходили с участием  более 455 иностранных партнеров. Свыше  625 студентов и магистрантов КАСУ прошли профессиональную и культурно-лингвисти­ческую практику в различных штатах и городах США. 4000 специалистов с дипломом КАСУ в совершенстве владеют английским языком…

За этими цифрами - конкретные люди, события, факты... Об этом  мы беседуем  с  основателем и Президентом  Казахстанско-Американского свободного университета,  академиком НАН РК Ережепом Мамбетказиевым. Общественность знает его как первого министра  образования и науки независимой Республики Казахстан  (1993-1995 годы)… 

Подробнее: 20 лет Казахстанско-Американскому свободному университету

Выступление на торжественной линейке, посвященной 1 сентября 2013 года

Глубокоуважаемые студенты, коллеги, присутствующие!

Поздравляю Вас с началом очередного учебного года Казахстанско-Американского свободного университета международного партнерства!

Подробнее: Выступление на торжественной линейке, посвященной 1 сентября 2013 года

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Казахстанско-Американский Свободный Университет (КАСУ, ВУЗ). Все права защищены.

Республика Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск, 070000, Пр. Независимости, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru