Городской вуз международного партнерства / Государственная лицензия АБ 0137478
Международная аккредитация ACBSP (США) / Институциональная и специализированная аккредитация НКАОКО (Казахстан)

Материалы

Имплементация образовательных стандартов ОЭСР в законодательство Республики Казахстан: проблемы и перспективы

Гаврилова Ю.А.

На протяжении всего процесса обретения Казахстаном независимости, а также становления и развития его суверенитета происходит активный процесс интеграции нашего государства в мировое сообщество. Причем интеграция в мировое пространство приобрела многосторонний, многовекторный характер, охватив экономические, политические, социальные, экологические сферы. В конце девяностых годов прошлого века особенно активизировался процесс интернационализации системы казахстанского образования, направленный на реализацию принципов открытости образования и науки, академической мобильности, автономности вузов и т.д. Этот процесс сопровождался ратификацией и подписанием международных договоров в сфере образования, вступлением в международные образовательные объединения. Как следствие этого процесса, интернационализация предполагает: «обмен научными идеями, а также преподавателями и обучающимися; проведение международных конференций, семинаров, форумов и т.д.; приглашение зарубежных ученых и специалистов для чтения лекций и проведения совместных научных исследований» [1, с.60].  

Одним из главных международных договоров универсального порядка является Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1948 году. П.2 ст. 26 Декларации гласит, что «образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами, и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [2]. Несмотря на юридически необязательный характер Всеобщей декларации прав человека, документ провозгласил одну из важнейших целей образования – сотрудничество между народами. По мнению российского ученого-международника, доктора юридических наук Толстых В.Л.: «Декларация не является международным договором; она провозглашена в качестве «задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства», однако положения, в ней содержащиеся, могут рассматриваться в качестве норм международного обычного права» [3, С.691-692]. Норма статьи о праве на образование находит отражение в статье 30 Конституции Республики Казахстан, а пункт 1 указанной статьи гарантирует гражданам бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях [4].

Углубил содержание статьи о праве на образование и придал этой норме обязательный характер исполнения Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г. Статьей 16 Пакта на государств-участников возложена обязанность «представлять …. доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, указанных в настоящем Пакте...» [5]. 

Еще один немаловажный документ, принятый на основании Всеобщей декларации прав человека, 1948 г. и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г., Декларация ОЭСР о будущей политике в области образования в меняющемся социальном и экономическом контексте. Причем, подчеркивая важный характер Декларации и иных документов ОЭСР в сфере образования, следует сослаться на Послание «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее». Глава государства отметил, что индикаторы стран ОЭСР являются базовыми ориентирами нашего пути в число 30 развитых государств планеты, и поставил задачу внедрения ряда принципов и стандартов ОЭСР [6]. Подчеркнем, что Организация европейского экономического сотрудничества была основана в 1948 году в целях координации проектов экономической реконструкции Европы. Сейчас в организацию входят 34 государства, в том числе большинство государств — членов ЕС.

Декларация ОЭСР была принята в 1978 году, но и сегодня ее положения звучат весьма актуально как для стран-членов  ОЭСР, так и таких, как наша, взявших курс на присоединение к клубу развитых стран европейского сообщества…. «Ключевой посыл Декларации ОЭСР о будущей политике в области образования заключается в том, что в стремительно меняющемся социальном и экономическом контексте все компоненты  системы образования (национальные стандарты, учителя, школы и т.д.) должны быть «настроены» на готовность принять изменения и стать активными проводниками нововведений. Постоянное развитие, расширение возможностей и установление равенства для ущемленных групп населения, сотрудничество всех заинтересованных сторон – вот три основные ценностные опоры, которые отражают дух этой Декларации. Несмотря на то, что прошло достаточно времени со дня принятия этого документа, мы можем сказать, что ее положения, звучавшие несколько десятилетий назад как обращение в будущее, сегодня стали основой для разработки образовательной политики в странах, стремящихся к созданию  конкурентной экономики и устойчивого общества» [7]. Положения Декларации напрямую отражаются в национальном законодательстве РК, в частности, в Законе «Об образовании», где среди принципов государственной политики в области образования законодатель выделяет:

  1. равенство прав всех на получение качественного образования;
  2. приоритетность развития системы образования;
  3. доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого лица;
  4. светский, гуманистический и развивающий характер образования, приоритет гражданских и национальных ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;
  5. уважение прав и свобод человека;….
  6. демократический характер управления образованием, прозрачность деятельности системы образования [8].

По мнению экспертов, система образования Казахстана делает значительные шаги на пути к стандартам ОЭСР. В сотрудничестве с этой организацией проводится 8 исследований по всем уровням образования с целью сопоставления с лучшей мировой практикой и выработки приоритетов их развития.

Фокусом первого исследования в 2012-2013 годах, была система школьного образования Казахстана… В результатах исследования отмечаются значительные достижения казахстанской школы. Все они имеют место благодаря инициативам и прямым поручениям Главы государства.

Первое. Создана уникальная система выявления и поддержки талантливых детей «Дарын». Она включает в себя организацию участия лучших учеников Казахстана в наиболее престижных международных интеллектуальных конкурсах. Только за последние 15 лет количество обладателей наград выросло с 30 до 1249 т.е. в 42 раза. Создана сеть Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ) для одаренных детей.

Второе. Создана вертикаль контроля качества образования. Она позволяет осуществлять независимый контроль на местах и выравнивать требования ко всем школам, независимо от региона.

Третье. Разработана и успешно применяется на базе НИШ система критериального оценивания. Этот вид оценивания является наиболее объективным и должен быть распространен во всех школах Казахстана. При этом оценка достижений учащихся должна соответствовать заранее известными, четко описанным критериями, позволяющими корректировать индивидуальное обучение каждого ученика. Оценивается степень развития навыков учащихся, таких как знание и понимание, применение, анализ, синтез и оценка знаний.

При критериальном оценивании выносится суждение, насколько хорошо учащийся справился с учебной деятельностью. Критерий имеет краткое описание типа деятельности, ожидаемого от учащегося для достижения определенного результата и схему выставления баллов, где четко указано количество баллов за каждый вопрос и объяснение, почему был выставлен именно такой балл.

Четвертое. В 2012 году был разработан Пятилетний Национальный план по развитию функциональной грамотности школьников. Его реализация будет способствовать улучшению результатов PISA и развитию умения школьников применять полученные знания в жизни.

Пятое. Создана инновационная система повышения квалификации педагогов в сотрудничестве с Кембриджским университетом и Центром педагогического мастерства НИШ. Уже сейчас более 31 000 учителей значительно повысили свой потенциал: освоили самые современные технологии и методики обучения с одновременным повышением зарплаты. Эффективность этой меры подлежит исследованиям.

В то же время, экспертами ОЭСР были определены зоны, требующие особого внимания и дальнейшего совершенствования.

1. Высокая степень дифференциации качества школьного образования. В результате образовался большой разрыв между лучшими и отстающими школами. Например, в этом году разница в баллах ЕНТ между лучшим и худшим регионом составила более 30 баллов или 24%. А разрыв между лучшей и худшей школой составил 75,6 баллов или 60% (от 116,9 до 41,3 балла). Это недопустимо в унитарном государстве. Выпускники слабоэффективных школ не смогут получить дальнейшего качественного образования, обеспечить себе нормальный уровень жизни и, в конечном итоге, внести достойный вклад в экономику государства.

Низкий уровень качества образовательных услуг наблюдается в сельских МКШ. Существуют проблемы в выявлении и своевременной коррекции детей, испытывающих затруднения в обучении.

Мировая практика говорит о том, что самые эффективные системы образования в тех странах, которым удалось добиться минимальной разницы между лучшими и отстающими школами. Например, в странах ОЭСР разница в учебных достижениях по математике составляет от 7% до 24%. Эти страны концентрируют основное внимание на раннем выявлении и поддержке слабоуспевающих учеников и низкоэффективных школ. Они перешли от деления школ для сильных и остальных учеников к школам с едиными равновысокими стандартами.

Эксперты ОЭСР задают вопрос: «Если одаренные дети призваны внести важный вклад в экономическое будущее и процветание Казахстана, то, сколько таких талантливых учеников имеется в стране»? [9]. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, ОЭСР реализует программу PISA (Program for International Student Assessment), направленную «не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. В исследованиях PISA оцениваются читательская, математическая и естественно-научная грамотность» [10, с.96].

В результате, исследований PISA «ни один казахстанский 15-летний ученик не достиг высшего шестого уровня оценки, т.е. не смог продемонстрировать умения самостоятельно мыслить, анализировать, выдвигать собственные гипотезы, а 5-го уровня достигло всего 0,4% участвовавших в исследовании. Почти половина (48%) показали самый низкий первый уровень выполнения элементарных заданий. При таких показателях заложить основу для устойчивого экономического будущего страны невозможно.

Для сравнения, 55,4% 15-летних школьников из Шанхая и 40% корейских школьников достигли 5 уровня и выше по математике. Казахстанский показатель по данному предмету - 0,9%». [9].

7 декабря 2010 года №1118 утверждена Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, в которой поставлены цели достичь результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA в 2020 г., заняв 40-45 место, т.е., подняться примерно на 10 позиций [11]. Для того, чтобы реализовать данное направление, необходимо, на наш взгляд, увеличить в школьной программе количество часов, предусмотренных на самостоятельное овладение материалом, применять методы обучения, направленные на формирование мышления, анализа. С этой целью предлагаем ввести в школьный курс обязательную дисциплину «Логика», либо «Развитие логического мышления», что требует соответственно ее включения в ГОСО среднего образования.

Более того, наблюдается «перегруженность учебной программы школы. Эксперты отметили несоответствие содержания образования современным требованиям: большое количество учебных предметов; исключение после 7-го класса предметов, важных для развития воображения, творческих способностей и навыков совместной работы; чрезмерный упор на теорию, а не на практическое применение.

Не сбалансировано время, отведенное на преподавание естественнонаучных дисциплин и математики. Так, в Финляндии общее количество учебных часов в неделю, в среднем 30 (в Казахстане от 33 до 36 часов). В среднем по странам ОЭСР на математику уделяется 214 минут и 202 минуты – естественным наукам в неделю (в Казахстане – 174 и 290 минут соответственно).

Учебная программа средней школы имеет научную направленность. Это затрудняет ее усвоение учениками с более низкой успеваемостью… Ориентация содержания образования на получение знаний, а не на их применение в жизненных ситуациях, приводит к низкому уровню функциональной грамотности, что и доказывают результаты PISA» [9].

Предлагаем среди принципов государственной политики в сфере образования, о которых мы упоминали выше, закрепить принцип практикориентированного образования, что позволит сформировать позитивное отношение к изучаемому предмету, а также приобрести практический опыт.

Следующий недостаток, который отметили специалисты ОЭСР: «слишком длинная учебная неделя и слишком продолжительные летние каникулы. 6-дневная рабочая неделя не дает достаточно времени для отдыха и личной жизни школьникам и учителям и делает обучение утомительным для всех. В большинстве стран ОЭСР практикуется 5 дневная учебная неделя. 3-месячные летние каникулы ничем не обусловлены. Поэтому эксперты рекомендуют сделать более продолжительными зимние каникулы, что может существенно сэкономить государственные средства на усиленное отопление школ в холодное время. Кроме того, слишком длинные летние каникулы приводят к тому, что дети забывают материал, и в первую четверть много времени тратится на повторение. В целом эксперты рекомендуют сделать учебный год более сбалансированным и равномерным по длительности четвертей и каникул [9].

Это,  в свою очередь, требует пересмотра учебного времени, а также сокращение количества учебных часов в неделю.

Еще один немаловажный момент: несовершенная система оценивания учебных достижений. Отсутствует критериальное оценивание, которое применяется в большинстве стран ОЭСР. В школах до сих пор применяется 5-балльная, а по сути 3-балльная система оценивания. Эксперты отметили, что в журналах отсутствует оценка «1» и крайне редко встречается оценка «2». При таком подходе результаты двух школьников из разных школ, имеющих одинаковые отметки, зачастую несопоставимы.

Отсутствие систем тестирования, которые можно было бы охарактеризовать как «стандартизированные», за исключением ЕНТ, ВОУД которые не охватывают всех учащихся.

Формат ЕНТ требует пересмотра. Он не позволяет в полной мере увидеть уровень знаний и навыков учащихся. Это тест «высокой цены», от которого зависит и подтверждение прошлых результатов, и будущее выпускника. Поэтому прохождение данного экзамена негативно влияет на эмоциональный фон всех его участников. Кроме того, тестирование по пяти предметам в один день создает для учащихся серьезную перегрузку. ЕНТ влияет на приоритеты учителей и учеников. Учителя сосредотачивают свое внимание на учениках с высокой успеваемостью в ущерб менее успешных выпускникам. Они не могут успешно сдать тестирование потому, что были не так хорошо подготовлены. В отношении данных выпускников формируется мнение, что они неспособны и недостаточно умны. Это может еще больше увеличить социальное неравенство.

Необходимо внедрить тестирование по окончании каждого уровня школы, которое может играть очень важную роль в своевременном выявлении слабоуспевающих и потенциально отстающих учеников.

Низкий статус профессии учителя. Низкая зарплата, особенно на начальном этапе. В 2013 году работники образования получали всего 64% от средней зарплаты по стране. Система ставки (18 часов в неделю), применяемая в оплате труда, низкие зарплаты учителей и низкая нормативная нагрузка могут стать причиной того, что учитель будет работать неполный рабочий день. От этого страдают и учителя и учащиеся. Учителя вынуждены искать альтернативные источники дохода или брать дополнительную нагрузку (до максимально допустимого количества часов). Учащиеся же испытывают нехватку дополнительной и внеклассной работы по предметам.

Все это не позволяет привлекать лучших абитуриентов на педагогические специальности и лучших претендентов на вакансии учителей в школы.

Мировая практика свидетельствует, что в странах с наиболее успешными системами образования учительская профессия является очень престижной. Например, Финляндия, одна из самых успешных стран по результатам исследования PISA, сумела повысить социальный статус учителей до уровня таких профессий, как медицина и юриспруденция.

6. Низкий уровень инвестиций в образование. Доля ВВП, которая выделяется на образование в Казахстане, намного меньше международных и региональных средних показателей. В 2011 году эта доля составила 3,1% ВВП, а в 2011 году – 3,6%. Средняя доля ВВП, которую страны ОЭСР выделяли учреждениям государственного образования в 2009 году, была значительно больше – 5,4%. Дания, Исландия, Израиль, Корея, Новая Зеландия и США выделяли более 7%.

Назрела острая необходимость в улучшении инфраструктуры школ. На 2013-14 учебный год 2,4% школ были аварийными, а 1,5% школ занимались в 3 смены.

Министерством образования и науки уже начата работа по данным направлениям, в том числе в рамках Госпрограммы развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее – ГПРО). В ГПРО заложены показатели и индикаторы, посредством достижения которых и будут решены вышеуказанные проблемы.

Разработан План приоритетных направлений развития образования на 2014-2016 годы. Планом предусмотрены переход на 12-летнее обучение, улучшение инфраструктуры школ, постепенное устранение трехсменных и аварийных школ, повышение статуса профессии педагога и др.

Современные требования к системе образования диктуют необходимость выведения всех школ на одинаково высокий уровень. Для нас ориентир - система НИШ.

Одним из основных направлений ГПРО обозначен переход на 12-летнюю модель обучения. Для этого проведены прикладные исследования по научно-методическому сопровождению 12-летней модели обучения. Доработаны проекты ГОСО 12-летнего образования. Разработана часть учебников и УМК, а также система оценивания на основе критериев. Пилотирование 12-летнего образования ведется в 104 школах.

Вопрос изменения школьного календаря в сторону равномерной продолжительности четвертей и каникул, переход на 5-дневную учебную неделю еще требует особого обсуждения и принятия решений.

Планируется дальнейшее развитие ЕНТ с широким использованием компьютерного тестирования и тестов общих способностей.

Повышение статуса профессии педагога также является одним из основных направлений ГПРО. Повышается квалификация педагогов в рамках трехуровневых курсов нового поколения на базе «Өрлеу» и Центров педмастерства при НИШ. Учителя, прошедшие данные курсы, получают от 30% до 100% надбавки к зарплате. За 2012-2013 годы трехуровневыми курсами нового поколения было охвачено 22773 педагогов.

С 2009 года реализуется программа «С дипломом в село». В ней могут участвовать как выпускники вузов, так и молодые специалисты, которые собираются работать и жить в селе не менее 5 лет. Участникам данной программы производится выплата единовременного подъемного пособия в размере 70 МРП, дается бюджетный кредит для приобретения и строительства жилья сроком на 15 лет, со ставкой вознаграждения в размере 0,01% в размере 1500 МРП. Учителя, работающие в селе, получают дополнительные выплаты в 25% .

Расходы государственного бюджета на образование в 2012 году составили 1 311 993 млн. тенге, что на 311 708 млн. тенге больше 2011 года. Доля расходов на образование в 2012 году от ВВП составила 4,1%. Отмечается увеличение расходов из государственного бюджета по всем уровням образования.

В 2012 году доля расходов, инвестированная в строительство и капитальный ремонт школ в Казахстане, была примерно вдвое выше, чем в Корее и Австралии, и втрое выше, чем в странах ОЭСР в среднем. Она составила 29,2% от общих расходов на образование.

Вышеперечисленные системные меры дополнены рекомендациями экспертов ОЭСР, которые необходимо осмыслить и, при необходимости, реализовать [9].

Таким образом, в условиях вхождения нашего государства в число ведущих конкурентоспособных государств мира, подходы к экономике, политическому устройству, социальной, культурной жизни приближаются к мировым стандартам. В этих условиях зарубежный опыт педагогической работы приобрел для Казахстана значимый интерес. Причем, наше государство использует лучшие мировые достижения, как в сфере педагогики, так и в экономике, в политике, в духовной и иных сферах общественной жизни.

Основу такового трансфера составляет законодательство, благодаря которому происходит имплементация, или, как отмечают некоторые ученые – трансформация норм права в законодательство РК. Не углубляясь в научно-теоретические дискуссии по поводу сложных юридических дефиниций, и, подводя основной итог небольшому исследованию, подчеркнем, что такой педагогический трансфер выступает одним из важных и продуктивных путей совершенствования педагогической работы в Казахстане, несмотря на огромное количество проблем, нуждающихся в их безотлагательном решении.

 

Список литературы:

  1. Рысманханова Г.Ж. и др. Интернационализация как фактор качества //Современное образование. – 2015. - №2(98). – 2015. – С.60-63.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года// http://www.un.org/ru/
  3. Толстых В.Л. Курс международного права: учебник/ В.Л. Толстых. – М.: Волтерс Клувер, 2009. – 1056 с.
  4. Конституция Республики Казахстан.Обновленный Конституция принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года// http://adilet.zan.kz
  5. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года // http://www.un.org/ru/
  6. Казахстанский путь-2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее. Послание Президента Республики Казахстан от 17 января 2014 года, Астана, 17 января 2014 года // http://adilet.zan.kz
  7. Стандарты ОЭСР в области образования: от теории к практике// http://ru.soros.kz
  8. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.11.2015 г.)// http://online.zakon.kz
  9. Ирсалиев С.А. Казахстанская школа на пути к стандартам ОЭСР//www.ncepa.kz
  10. Сундетова Г.К. о преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР// Вопросы педагогики. – 2015. - №1. – С. 95-97.
  11. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года №1118// http://adilet.zan.kz

 

 

   

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Казахстанско-Американский Свободный Университет (КАСУ, ВУЗ). Все права защищены.

Республика Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск, 070000, Пр. Независимости, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru