Городской вуз международного партнерства / Государственная лицензия АБ 0137478
Международная аккредитация ACBSP (США) / Институциональная и специализированная аккредитация НКАОКО (Казахстан)

Материалы

Актуальные вопросы социального развития Республики Казахстан в рамках идеи «Общества Всеобщего Труда»

Кожуганова Д.З. 

Государство, стремящееся создать благоприятные условия для всестороннего развития главных векторов страны, должно подходить к вопросам социального характера со всей серьезностью и профессионализмом. В силу сложившихся финансово-экономических проблем, практически  во всем мире население пребывает в состоянии шока и неведения, относительно своего будущего. В этой ситуации очень важна роль государства, как основного правового регулятора, которое создает прочную правовую основу всех перемен. 

Республика Казахстан в основном законе страны утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы [1]. Тем самым РК берет на себя полную ответственность перед гражданами за развитие нашей страны, посредством не только принятия, но и последовательной реализации программных документов.

На данный момент в стране полным ходом идет реализация национального плана, предложенного Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым, где он определил 100 конкретных шагов для реализации 5 институциональных реформ. Одним из приоритетных направлений в данном руководстве действий является 88-й шаг, где указывается необходимость разработки и реализации национального проекта по продвижению идеи Общества Всеобщего Труда. Реализовать проект будут с учетом планов программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол», второй пятилетки индустриализации. Будут широко освещены персональные  истории успехов казахстанцев (героев нашего времени), добившихся благодаря государственной политике высоких результатов в трудовой, предпринимательской, научно-образовательной и другой профессиональной деятельности за годы независимости. Проект направлен на повышение престижности и популярности в обществе рабочих и профессионально-технических специальностей, отвечающих потребностям государственной политики индустриализации и реализации стратегии «Казахстан-2050» [2].

Провозгласив идею Общества Всеобщего Труда, Глава государства сделал ее  основой политики социальной модернизации республики. При этом социальные гарантии и личная ответственность должны стать основными принципами социальной политики. В этом плане символичным является активная деятельность государства, направленная на защиту населения, особенно его, социально уязвимых слоев.

В связи с этим в республиканском бюджете на 2013–2015 годы основные расходы направлены на повышение занятости населения, обеспечение доступным жильем, качественный рост человеческого капитала, региональное развитие, индустриально-инновационное развитие, поддержку малого и среднего бизнеса (далее МСБ).

В данном случае поддержка отечественных предпринимателей является оправданным и стратегически верным шагом. Напомним, что с момента обретения Казахстаном суверенитета МСБ был определен как важнейший сектор экономики. В связи с этим на протяжении более 20 лет независимости отечественные предприниматели получали от государства всестороннюю поддержку.

И это понятно, ведь без развитого малого и среднего предпринимательства довольно проблематично рассуждать о стабильности макроэкономической ситуации в стране. Как и планировалось, меры по поддержке отечественных бизнесменов стали приносить пользу, и довольно ощутимую. И это заметили как внутри страны, так и за ее пределами. Так, согласно глобальному рейтингу Казахстан уже вошел в группу стран с самыми благоприятными условиями для ведения бизнеса, реализуя комплекс мер, направленных на развитие отечественных предпринимателей, которые, в свою очередь, являются основой Общества Всеобщего Труда.
К тому же необходимо учитывать, что согласно прогнозам численность занятого населения страны к 2017 году вырастет на 7,2 процента – до 9,16 млн человек, а количество экономически активного населения составит 9,5 млн человек.

Идею Общества Всеобщего Труда гармонично дополняет государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол», ориентированная на развитие транспортно-логистической, индустриальной, энергетической инфраструктуры, модернизацию коммунальной инфраструктуры, строительство жилья. По словам главы Министерства национальной экономики, эти направления будут оказывать наибольший мультипликативный эффект на рост экономики.

К слову, государственная программа инфраструктурного развития «Нұрлы жол» согласно планам должна быть реализована с 2015 по 2019 год. Национальная программа «Нұрлы жол» направлена на создание единого экономического рынка Казахстана путем формирования макрорегионов страны, с определением Алматы, Астаны, Актобе, Шымкента и Усть-Каменогорска как городов-хабов национального и международного уровня.
В целом реализация программы через увеличение государственных инвестиций в развитие инфраструктуры и поддержку предпринимательства будет способствовать экономическому росту не только в краткосрочной перспективе, но и создаст предпосылки для устойчивого роста в долгосрочной перспективе [3].

Сегодня наша страна, являясь региональным лидером социальных реформ, стала пионером на пути реализации идеи социального государства с учетом мирового финансового кризиса. Решая вопросы по подготовке востребованных высококлассных специалистов, необходимых для успешной реализации форсированного индустриально-инновационного развития, государство стремится достичь новых успехов как в экономике, так и в социальном развитии. Как следствие, поставленная перед страной цель – к 2050 году войти в число 30 самых развитых государств мира – является реально достижимой и оправданной.

Благосостояние казахстанцев и достижение нового качества жизни может обеспечить труд. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в программном документе «Социальная модернизация Казахстана: Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», идея о том, что все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, должна стать альтернативой идеологии потребления. По сути, Президент страны предложил новую модель развития, которая станет ответом на глобальные вызовы, и озвучил основные приоритеты социальной модернизации в Казахстане, тем самым определив центральные вопросы деятельности ведомств, партий, общественных объединений, профсоюзов.

Идеология потребления породила социальное иждивенчество и стала одной из главных причин глобального кризиса. Как отметил Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей программной статье «Двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», опубликованной в официальных СМИ, философии потребления можно найти конструктивную альтернативу – идею о том, что «все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами».

Президент не только обозначает основные направления развития страны, но, по сути, предлагает казахстанскую социальную модель, которая является ответом на вызовы глобального кризиса и одновременно «путеводителем» в посткризисный период.

«Сегодня важно культивировать в обществе, начиная с самых ранних этапов воспитательного процесса в общеобразовательных школах, положение о том, что государство – не бесконечный донор, а партнер, создающий условия для роста благосостояния граждан. Стратегия государства строится в направлении от социальной защиты к социальному прогрессу. А это значит, что иждивенчество недопустимо», – отмечает в своем выступлении Глава государства [4].

Стоит отметить, что обеспечение продуктивной занятости является одним из основных приоритетов социально-экономической политики любого государства. В нашей республике акценты развития сферы занятости четко расставлены в принятой Правительством в 2011 году программе «Занятость - 2020».

Главная цель программы – к 2020 году создать как минимум полтора миллиона качественных рабочих мест в приоритетных секторах экономики, в первую очередь в сельском хозяйстве, промышленности и инновационной сфере. По результатам первого года реализации программы уже можно подвести предварительные итоги и выявить ее узкие места [5].

Именно самостоятельно занятые, безработные и малообеспеченные казахстанцы являются основными объектами «Программы занятости-2020». В настоящее время на предприятиях всех форм собственности в республике работают около 8,5 миллиона человек. Уровень безработицы по итогам первого полугодия 2012 года составил 5,2%, что по мировым стандартам достаточно приемлемо. По официальным данным Министерства национальной экономики уровень безработицы в стране снизился до 5% уже в марте 2015 года, что говорит об эффективности государственной социальной политики.

В странах Европейского Союза уровень безработицы в 2010-2011 годах составлял около 10%, а в Канаде и США в марте 2012 года он был равен 7,2% и 8,2%, соответственно. Самое худшее положение с обеспечением занятости наблюдается в Испании – уровень безработицы в этой стране составляет 23%, при этом без работы остается почти половина испанской молодежи. Такая ситуация является следствием масштабного кризиса современной экономической системы и системы обеспечения занятости, в частности. В этой связи при проведении модернизации системы занятости в Казахстане необходимо извлечь ошибки из опыта других стран и не допустить их в условиях республики. В частности, это касается принципов начисления социальных трансфертов.

Отметим, что в новой государственной политике содействия трудоустройству изменен сам принцип начисления социальных выплат – теперь платить пособия будут только объективно нетрудоспособным, малообеспеченным и нуждающимся – детям, старикам, инвалидам. Другие категории граждан могут рассчитывать только на получение мотивационных денежных выплат. Иными словами, им будут предоставляться определенные средства (гранты) на приобретение профессии, повышение квалификации, а не за то, что данный индивид числится безработным.

В своем выступлении Президент страны отметил необходимость поддержания развития и получения образования именно рабочих специальностей, которые являются локомотивом промышленности нашего государства. Эти специалисты на сегодняшний день очень востребованы рынком труда, однако имеется дефицит таких кадров, что, несомненно, следует восполнить выделением большего количества образовательных грантов.

Поэтому пособия по безработице заменяются мотивационными, поощряющими грантами на переобучение и трудоустройство.

Это не означает уход государства от решения социальных проблем. Напротив, расходы на социальную сферу в бюджетах всех уровней растут, хотя еще и являются недостаточными. Ежегодно увеличиваются и социальные расходы, определяющие качество жизни населения: на образование, здравоохранение, водообеспечение, строительство муниципального жилья и социальных объектов (школ, больниц) и т.д. Данные траты можно даже не считать расходами – это инвестиции в будущее. Речь идет о другом – о мерах по обеспечению устойчивой и продуктивной занятости, о предоставлении незанятому населению реальных возможностей по трудоустройству. Следует заметить, что ужесточение правил выдачи пособий по безработице является вынужденной мерой и диктуется накопленным мировым опытом.

Изменение принципов начисления социальных пособий призвано создать стимулы к легальной продуктивной трудовой деятельности. Проблема также в том, что большая часть из числа самозанятых не показывает свои доходы и, соответственно, не платит налоги и не делает накоплений в пенсионных фондах. В то же время при достижении соответствующего возраста эта часть населения будет претендовать на пенсионное обеспечение и другие социальные выплаты.

Основная цель преобразований – создание условий для вывода самозанятых в легальную рыночную среду посредством создания открытых рабочих мест, поддержки прозрачной, подотчетной фискальным и другим контролирующим органам трудовой деятельности, содействие в организации собственного дела.

Очевидно, что безработные и самозанятые казахстанцы – это значительный кадровый резерв национальной экономики и, в частности, малого и среднего бизнеса, который, в свою очередь, сам создает большое количество рабочих мест. Именно показатели качества жизни, образования, здоровья нации, обеспеченности рабочими местами, уровней доходов и потребления должны стать самыми верными индикаторами развития нашей страны [6].

 «В конечном счете, все ценности мировой цивилизации, все экономические и культурные богатства создаются человеческим трудом, а не виртуальными финансовыми институтами. Поэтому именно реальный производительный труд мы и должны поставить в основу нашей политики социальной модернизации», – сказал президент РК. Он убежден, что «утопические идеи как либеральной, так и социалистической направленности остаются в прошлом веке.

Практическим вектором становится социальный реализм. Поэтому наша социальная политика должна быть направлена на созидание конкурентоспособного и сильного общества всеобщего труда». Реализовывать программу социальной модернизации, а фактически новой национальной идеологии Н.А. Назарбаев  предположил на 5 базовых принципах: эволюционности, общей ответственности, партнерского участия, стимулирования и профессионализма.

Как одно из серьезных препятствий на пути реализации программы президент видит присутствующий в обществе социальный инфантилизм, который он понимает следующим образом: серьезным барьером на пути социальной модернизации является такое распространенное явление, как социальный инфантилизм. В его основе – извращенная мотивация к труду, «навязанная» в переходный начальный период «дикого капитализма» 90-х годов. Это возвело в абсолют неверные формулы достижения благополучия – «меньше работать – больше получать», «делать деньги из воздуха» и тому подобное [7].

В продолжение темы труда, следует отметить, что РК проводит достаточно планомерные социально-трудовые реформы. Одним из таких векторов стало принятие нового Трудового кодекса. Естественно, что этот факт вызвал неоднозначную реакцию у казахстанцев, которые на этот счет имеют разительно противоположные точки зрения. Ознакомившись с различными источниками периодической литературы, можно сделать объективные выводы о том, что развитие страны как конкурентоспособного государства на мировой арене предполагает ряд реформ, одной из которых является социальное развитие общества.

В соответствии с нормами нового Трудового кодекса, государством будут устанавливаться минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечиваться контроль их исполнения со стороны работодателей. Отношения между работодателем и работниками будут в большей степени строиться на принципах саморегулирования, с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений в таких сферах, как найм, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата их труда.

В ходе обсуждений проекта Кодекса отмечалось, что данная модель регулирования трудовых отношений соответствует стандартам ОЭСР [8].

Глава государства Н.А. Назарбаев подписал новый Трудовой кодекс  Республики Казахстан, разработанный в реализацию Плана Нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ и направлений на модернизацию системы трудовых отношений.

Кроме того, главой государства подписан Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам регулирования труда», направленный на приведение действующего законодательства в соответствие со вновь принятым Трудовым кодексом Республики Казахстан.

Новый Трудовой кодекс предлагает четко определить границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками, и с учетом обеспечения баланса интересов сторон, распределить их роль и ответственность.

Государством будут устанавливаться минимальные трудовые стандарты гарантий и компенсаций работникам и жестко обеспечиваться контроль их исполнения со стороны работодателей.

Основными нововведениями, предусмотренными проектом Кодекса являются:

1. Упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике.

Эта новелла в настоящее время очень актуальна, так как многие производства страдают от проблем экономического характера. Данный механизм дает право работодателю сохранить рабочие места, переведя работника на неполное рабочее время или на другую работу (с учетом состояния здоровья).

2. Введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации».

В социальных сетях этот пункт обсуждается достаточно широко и неоднозначны мнения, высказываемые населением. Однако ввиду сложившейся ситуации работодатель может применить это основание, но при этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий: закрытие структурного подразделения (цеха, участка); отсутствие возможности перевода работника на другую работу; письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.

При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы. По ранее действовавшему Трудовому Кодексу РК выплата осуществлялась за 1 месяц.

Кроме того, предлагается предоставить работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности.

3. Предлагается предоставить работодателю право установления испытательного срока любым категориям работников.

Данное нововведение так же может вызвать бурю возмущений со стороны отдельных категорий работников, но если обратиться к анализу практики, то мы сразу можем констатировать факт, который свидетельствует о том, что работодатели и ранее старались не принимать на работу не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников ВУЗов и ТиПО, впервые приступивших к работе. Это не способствуют трудоустройству граждан. К сожалению, следует признать, что эта норма не работала даже при ее наличии.

4. Предусматривается комплексный подход к решению вопроса трудоустройства лиц с ограниченными физическими возможностями.

Законопроектом «О занятости населения», предусматривается установление обязательной для выполнения работодателем квоты на прием на работу инвалидов в размере 2-4% от общей численности работников, с созданием специальных рабочих мест. При этом предлагается субсидирование государством затрат работодателя на оснащение необходимым оборудованиям специального рабочего места инвалида.

Новый Трудовой Кодекс предусматривает сохранение запрета на привлечение инвалида к сверхурочным работам. Без изменения остаются нормы о применении суммированного учета рабочего времени и сокращенном рабочем времени (не более 36 часов в неделю).

5. В вопросах оплаты труда работников в проекте Кодекса предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников.

Оплата за работу сверх установленных норм времени не должна быть меньше чем в полуторном размере от основной ставки.

6. Усилена сфера общественного контроля, введением института технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах [9].

Таким образом, меры, принимаемые РК на данный момент, являются велением времени и объективно отвечают на потребности современного общества. Сегодня практически весь мир столкнулся с глобальным экономическим кризисом, который повлек за собой массу сопутствующих проблем в виде безработицы, повышения цен, сокращение пенсий. Однако, Казахстан в этой непростой ситуации принял верное решение провести социальные и правовые реформы.

Президент страны Н.А. Назарбаев в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда», национальном плане действий «100 конкретных шагов» и ряде других стратегических документов предложил обоснованный план действий в это непростое для страны время.

В целом «Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда» по своей сути это 20 конкретных поручений Президента, которые даны Правительству Казахстана и правящей партии. В этом программном документе Президент затронул практически все аспекты социальной жизни общества, особенно сферу трудовых отношений. Нельзя не согласиться с Президентом в том, что в современном высококонкурентном мире большое значение имеют не только уровень образования, но и гибкость, активность и мобильность каждого работника. В этой связи успешность выполнения поставленных задач в области обеспечения занятости зависит не только от деятельности государственных органов, но и от самих граждан, от их внутреннего настроя, желания работать, учиться, саморазвиваться.

Таким образом, социально-трудовая политика РК должна перейти в качественно новое состояние. Изучив опыт зарубежных стран, мы не должны повторять их ошибок. Мы должны проводить обдуманную политику и действовать на опережение социальных проблем. Сегодня национальный план действий «100 конкретных шагов» фактически является руководством к действию по социально-экономической модернизации страны, который позволит создать баланс интересов государства и общества.

 

Список использованных источников:

 

1.                Конституция Республики Казахстан от 30.08.1995 года. // www.online.zakon.kz

2.                Назарбаев Н. А. «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» (Астана, 14 декабря 2012 года). // www.online.zakon.kz

3.     Королев А. Идея Общества Всеобщего Труда найдет конкретное воплощение в Казахстане.  // www.liter.kz

4.     Назарбаев Н.А. Социальная модернизация Казахстана: двадцать шагов к Обществу Всеобщего Труда. // www.inform.kz

5.     Программа «Занятость - 2020». // www.dkz.mzsr.gov.kz

6.     Строим Общество Всеобщего Труда. // www.pricom.kz

7.     Константинов А. Общество Всеобщего Труда. // www.kursiv.kz

8.     Актанов Д. Социальная модернизация Казахстана. // www. bnews.kz

9.     В Казахстане принят новый Трудовой кодекс, предусматривающий стандарты гарантий и компенсаций работникам (новости). // www.online.zakon.kz

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Казахстанско-Американский Свободный Университет (КАСУ, ВУЗ). Все права защищены.

Республика Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск, 070000, Пр. Независимости, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru