Городской вуз международного партнерства / Государственная лицензия АБ 0137478
Международная аккредитация ACBSP (США) / Институциональная и специализированная аккредитация НКАОКО (Казахстан)

100 шагов в будущее

Государственно-правовая поддержка инвестиций в капитал интеллектуальных знаний в соответствии с индикаторами ОЭСР

Даутбаева Д.А.

Трудно переоценить значение инвестиций и инвестиционной деятельности в жизни современного общества. Это, в свою очередь, диктует необходимость повышенного внимания государства к инвестиционной сфере и создания адекватных правовых средств регулирования инвестиционных отношений.

В последнее время заметно усилилась роль международных двусторонних и многосторонних соглашений в регулировании иностранных инвестиций. Международно-правовые аспекты правового регулирования инвестиционной деятельности актуализируются еще и в связи с тем, что в разделе 4 Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, предусмотрено продолжение работы по приведению национального законодательства в соответствие с принятыми международными обязательствами и международными стандартами в соответствии  с внутренними потребностями и приоритетами в развитии страны.

Казахстан - первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. Присоединение Казахстана к Болонскому процессу осуществлялось постепенно и поэтапно. Наша страна одна из первых из постсоветских государств еще  в 1997 году подписала и ратифицировала Лиссабонскую Конвенцию  по признанию квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) рассматривает ситуации с образованием и занятостью в развитых и ключевых развивающихся странах мира, включая страны Содружества. ОЭСР применяет для этого большой массив показателей, используемый для оценки состояния образования на международном уровне и основных направлений образовательной политики, включая использование человеческих ресурсов, функционирование и развитие системы обучения и образования, получение дохода от образовательных инвестиций, а также результаты исследования, проводимого ОЭСР в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся и Международной программы по оценке компетенций взрослого населения.

Интеллектуальные инвестиции - это инвестиции, направленные на подготовку специалистов различных уровней, а также повышение их квалификации, проведение научных исследований, и т.д. На наш взгляд, наиболее распространенными видами интеллектуальных инвестиций в настоящее время являются государственные и частные кредиты на получение высшего образования.

Наряду с этим государство стимулирует развитие негосударственного образовательного кредитования путем предоставления льгот по налогообложению. Также в недалеком прошлом законодательством об образовании устанавливалось, что взаимоотношения организации образования, реализующей платные образовательные услуги, и обучающегося, воспитанника, его родителей и иных законных представителей регулируются договором, определяющим уровень образования, сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия. Особенности этого договора определяют его как договор возмездного оказания услуг (в данном случае образовательных услуг). Разумеется, подобное привлечение денег в виде займа не может быть воспринято, как одна из форм предпринимательской деятельности и договор не будет признан недействительным с момента его заключения, как того требует законодательство (ст. 715 ГК РК). Следует сказать, что такие договоры распространены в различных странах и, прежде всего, в странах с развитой экономикой, но в нашей стране такая договорная практика финансовых взаимоотношений родителей и детей еще не сложилась. Но уже имеют место соглашения между юридическими лицами и обучающимися физическими лицами о кредитовании получения ими образования с обязательством последующей работы выпускника (заемщика) в данной организации в течение срока, установленного этим соглашением. Соответственно можно утверждать, что негосударственные образовательные кредиты представляют собой частные интеллектуальные инвестиции.

В настоящее время во всех сферах общественной жизни и производства динамично внедряются высокие технологии. Они повышают уровень конкурентоспособности, как отдельных компаний, и национальной экономики в целом. Поэтому роль государства в поддержке, стимулировании и обеспечении институционально-правовых границ по развитию интеллектуального капитала является острой необходимостью.

Руководство страны абсолютно четко осознает огромный потенциал и возможности, который несет с собой интеллектуальный капитал. В рамках «Стратегии развития Казахстана - 2030» был разработан и внедрен проект «Интеллектуальная нация – 2020». В нем понятие интеллектуальный капитал нации рассматривается как вся накапливаемая научная, профессиональная, культурная информация, знания и умения специалистов всех отраслей и сфер жизни, интеллектуальное, моральное и культурное развитие каждого отдельного человека и позитивные психические и моральные особенности, ее социально-позитивные обычаи и привычки, а также социально-позитивные народные традиции; хорошие профессиональные навыки, образованность, хорошая воспитанность, патриотизм, гражданская активность, дисциплинированность, смелость, честность трудолюбие, умение самоорганизовываться в социально-позитивные группы. Все это является достоянием и богатством всей нации.

В рамках реализации политики государства активизировано функционирование таких институциональных образований как Национальный фонд Республики Казахстан, АО «Банк Развития Казахстана», АО «Инвестиционный фонд Казахстана», АО «Национальный инновационный фонд». Данные институты проводили политику инвестирования в создание новых и развитие действующих производств с высокой добавленной стоимостью и поддержку научных и научно-технических исследований и разработок на основе комплексного анализа перспективных отраслей, выявления наиболее важных их элементов.

Основной акцент в инновационной политике сделан на стимулировании экономической эффективности предприятий через трансферт технологий, техническую модернизацию, совершенствование бизнес процессов, внедрение управленческих технологий. В дальнейшем планируется сконцентрироваться на поддержке разработок новых конкурентоспособных продуктов и технологических процессов по их изготовлению.

Подготовка управленческих кадров является решающим фактором обеспечения конкурентоспособности на глобальном рынке, как отдельных предприятий, так и экономики страны в целом. С этой целью будет осуществляться сотрудничество с местными и зарубежными партнерами в области повышения квалификации руководящих работников и менеджеров в сфере экономики с направлением их на стажировку за рубеж. Организация опережающего обучения персонала основана на создании условий для постоянного обновления знаний и умений на протяжении всей жизни. Для этого получит дальнейшее развитие и будет использована трехуровневая система подготовки и переподготовки кадров в учреждениях высшего, среднего и начального образования; на производстве (внутрифирменная подготовка); обучения и переобучения целевых групп населения уполномоченными органами занятости. В рамках предпринимаемых мер по переподготовке и повышению квалификации работников в приоритетном порядке будут охвачены следующие категории граждан: работники, занятые в режиме неполного рабочего времени, либо находящихся перед угрозой сокращения, и представители целевых групп населения.

Согласно проведенным исследованиям по проблемам взаимосвязи контекстуальных факторов, политики в области образования и качества образовательных результатов ОЭСР, то повсеместно делается акцент на инвестировании в человеческий капитал, развитие навыков и образования для инклюзивного роста и занятости. Также рассматривается феномен бурного роста высшего образования во всем мире. И хотя от экономического кризиса не застрахована не одна страна, выявлена важность высшего образования для отдельного человека, страны и общества. Выявлены различия между странами в том, какие возможности предоставляются молодым людям, особенно из бедных и неблагополучных семей, для получения высшего образования.

Государственные и частные инвестиции в образование продолжают увеличиваться даже во время экономического кризиса.

Частные инвестиции в образование, в основном из домохозяйств,  в среднем составляют 30% общих расходов на высшее образование. Эта доля варьируется от менее 5% в Дании, Финляндии и Норвегии до более 40% в Австралии, Израиле, Японии и США, и до 70% в Чили, Корее и Великобритании.

Возрастающая стоимость высшего образования  для многих семей может помешать многим странам ОЭСР достичь намеченных целей по охвату населения высшим образованием.

Анализируются следующие аспекты: эффективность образовательных учреждений, образование и социальный контекст; финансовые и человеческие ресурсы, инвестируемые в образование; доступ к образованию, участие в образовательном процессе, переход по уровням системы образования; образовательная среда и система организации образовательного процесса.

Соответственно, регламентируется матрица описания индикаторов, которая, в свою очередь,

  • дифференцирует акторов в образовательных системах: учащихся, учителей, образовательные среды и инфраструктуры учебных заведений, поставщиков образовательных услуг и образовательную систему в целом; 
  • группирует индикаторы согласно их характеристикам: в зависимости от того, относятся ли эти индикаторы к результатам обучения, уровням систем образования или факторам, способствующим достижению высоких результатов обучения или, наоборот, препятствующим достижению этих результатов;
  • определяет политический контекст, к которому относятся эти индикаторы, при этом выделяя три основных аспекта: качество образовательных результатов и образовательный процесс; проблемы равенства образовательных результатов и образовательных возможностей и эффективность управления ресурсами в системе образования.

Хотя задачей ОЭСР является оценка эффективности систем образования в целом, а не сравнение отдельных образовательных учреждений, очевидно, что многие важные черты развития и функционирования образовательных систем, а также их влияние на образовательный контекст могут быть оценены через деятельность отдельных учреждений и участников образовательного процесса. В соответствии с этим различают макро, мезо и микро уровни образовательных систем: образовательная система в целом; образовательные учреждения и поставщики образовательных услуг; инфраструктура образовательных учреждений; индивидуальные участники образовательного процесса.

При анализе данных индикаторов обращают внимание на то, что один и тот же индикатор может по-разному проявляться на различных уровнях образовательных систем.

Индикаторы результатов образования, уровней образовательных систем сгруппированы следующим образом:

  • индикаторы, демонстрирующие результаты деятельности образовательных систем, так же как и индикаторы, описывающие влияние знаний и навыков на индивидов, общества и экономики;
  • индикаторы, относящиеся к политическому контексту, описывающие факторы, формирующие образовательные результаты на различных уровнях образовательных систем;
  • индикаторы, относящиеся к различным уровням образовательных систем, описывающие факторы, определяющие или препятствующие достижению образовательных результатов.

Политические аспекты, как индикаторы группируются следующим образом: качество образовательных результатов и образовательного процесса; равенство образовательных результатов и образовательных возможностей; результативность и эффективность управления ресурсами в системе образования.

Правительством Республики Казахстан предусмотрен ряд привилегий по отношению к объектам инновационной инфраструктуры. Например, в свободной экономической зоне ПИТ, п. Алатау имеет место снижение ставок налогообложения. Более того, стоит упомянуть об освобождении от таможенных платежей на ввозимые товары и льготное финансирование институтами развития.

Но данный вид стимулирования развития интеллектуального капитала не должен распространяться только к свободным экономическим зонам. Поскольку, как мы отмечали ранее, носителем и субъектом воспроизводства интеллектуального капитала является человек. Поэтому необходимы реальные экономические и институциональные механизмы стимулирования воспроизводства интеллектуального капитала организаций. Так, с финансово-экономической точки зрения отсутствуют законодательные нормы в сфере оплаты труда и налогообложения, которые бы стимулировали увеличение затрат предприятий на материальное и социальное обеспечение функционирования корпоративного интеллектуального капитала. К примеру, можно создать льготы, связанные с обучением работников в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. Финансирование процессов воспроизводства интеллектуального капитала организаций может быть льготным в случае действия механизма грантов на осуществление программ в области образования и научных исследований.

Государство, нацеленное на развитие интеллектуального капитала в организациях способно эффективно на них воздействовать посредством дотирования их работы, льгот по налогам, систем кредитования и т.д. К примеру: льготы, направленные на снижение стоимости используемых в научной деятельности основных фондов и другого их имущества; ликвидация налога на землю, которая уменьшает цену этого природного ресурса; отмена налога на добавленную стоимость; таможенные льготы уменьшают стоимость привлечения импортных материальных ресурсов для научно-промышленных организаций; льготное налогообложение грантов и премий научных работников также снижает реальную стоимость рабочей силы.

Еще одним важным моментом, влияющим на развитие интеллектуального капитала является постоянная эволюция правил ее учета и финансовой отчетности. Они привели к тому, что в настоящее время Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и стандарты US GAAP признают многие элементы интеллектуального капитала и допускают их отражение в финансовой отчетности как нематериальных активов. Важно то, что согласно Международным стандартам финансовой отчетности нематериальные активы амортизируются на систематической основе по принципу соответствия доходов и расходов, а метод амортизации отражает график потребления компанией экономических выгод от актива.

В соответствии с 79 шагом по реализации пяти президентских институциональных реформ главной целью в системе образования является Повышение конкурентоспособности выпускаемых кадров и рост экспортного потенциала образовательного сектора.

Образование признано одним из важнейших приоритетов  стратегического развития  Казахстана. За годы независимости казахстанское образование претерпело существенные изменения, в значительной степени связанные с  интеграцией нашей страны  в мировое образовательное пространство. Особую важность обретает присоединение к Болонской декларации и в свете Послания Президента Н.А.Назарбаева «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана». Ведь в нем прописана конкретная задача: «Качество высшего образования должно отвечать самым высоким международным требованиям. Вузы страны должны стремиться войти в рейтинги ведущих университетов мира».

Таким образом, для создания благоприятных условий по развитию и накоплению интеллектуального капитала в компаниях Казахстана необходимо предпринять целый комплекс мер. К ним отнесены: обеспечение стабильной работы национальной инновационной системы на основе единства структурно-инвестиционной и денежно-кредитной политики; государственная поддержка НИОКР, развития человеческого капитала, правового обеспечения инновационной деятельности и ее стимулирование на основе налоговой политики и т.п.; создание воспроизводственно-инновационных структур на предприятиях с учетом мирового опыта патентной политики; оценка социально-экономического развития страны на основе индекса гармоничного развития, отражающего изменение отношения к интеллектуальному труду, повышение интеллектуального уровня экономики и общества, повышение уровня потребления и качества жизни в целом.

 

 

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Казахстанско-Американский Свободный Университет (КАСУ, ВУЗ). Все права защищены.

Республика Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск, 070000, Пр. Независимости, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru