Городской вуз международного партнерства / Государственная лицензия АБ 0137478
Международная аккредитация ACBSP (США) / Институциональная и специализированная аккредитация НКАОКО (Казахстан)

100 шагов в будущее

Роль программы ОЭСР в Казахстане, как формы управления государством в целях реализации Плана 100 конкретных шагов

Мамырбекова Д.С.

 

       «У каждого поколения есть свои мечты, и в них всегда отражается стремление не только к личному и семейному благополучию. В них всегда есть чувства любви к родной земле, думы о счастье своего народа и Отечества. Для многих поколений наших предков сокровенной мечтой была независимость Казахстана. Мы воплотили в жизнь их многовековые грезы о свободной и независимой Родине. Для нас, современных казахстанцев, независимость стала реальной высшей жизненной ценностью нашего многоэтничного общества. Мы добились и воплощения многих замыслов, которые наполняли наши умы и сердца всего четверть века назад. Мы сделали так, чтобы суверенитет Республики Казахстан опирался на прочную базу Конституции и законов, профессиональные и обоснованные действия государственного аппарата, служащего интересам народа. Чтобы он крепнул реальными успехами казахстанской экономики, ростом национального богатства и народного благополучия. Чтобы наша независимость была надежно защищена и высоким международным авторитетом, и эффективной системой национальной безопасности. Мы учимся быть рачительными хозяевами своей земли и ее недр, овладеваем новыми технологиями, вводим в строй невиданные в нашей истории производственные мощности и целые отрасли экономики. И самое главное – мы научились мечтать по-новому, ставить и решать конкретные задачи развития страны и общества, невзирая на сложности глобального мира, частью которого стал наш независимый Казахстан»,- с этих слов Президента Республики Казахстан Н.А.Назырбаева  с  1 января 2016 года начался практический этап выполнения Плана нации «100 конкретных шагов по реализации 5 институциональных реформ».

Вступили в силу 59 законов, которые создают принципиально новую правовую среду для развития государства, экономики и общества. Это беспрецедентный масштаб изменений национального законодательства, которые  открывают путь к достижению нашей казахстанской мечты – стать одной из тридцати наций – лидеров ХХI века.

«100 конкретных шагов» - это четкая реализация фронтальных задач, раскрывающих колоссальный потенциал развития Казахстана, нестандартный план, который содержит 100 детальных и практических решений, закладывающих основы дальнейшего вектора поэтапной модернизации государства, экономики и общества. Пять институциональных реформ жизненно необходимы Казахстану, чтобы создавать и воспроизводить конкурентные преимущества нашей страны на глобальном уровне.

План Нации - конкретен, последователен и ясен. Он обозначил магистральный путь в Будущее для миллионов казахстанцев. За каждой строкой президентского Плана Нации незримо, но отчетливо выступает созидательный исторический месседж - «Наша страна, наша нация, наше будущее».

15 шагов направлены на кардинальное повышение профессионализма государственного аппарата, 19 шагов - это эффективные действия по модернизации судебной системы и работы правоохранительных органов,  50 шагов - это четкие и точные решения, стимулирующие новый высокотехнологичный экономический рост и развитие человеческого капитала, строго ориентированные на улучшение качества жизни казахстанцев, 6 шагов - это полновесные меры, предполагающие укрепление общеказахстанской идентичности, единства общества, развитие системы ценностей «Мәңгілік Ел», и 10 шагов обеспечивают совершенствование механизмов работы «Открытого Правительства», прозрачности и подотчетности госорганов, усиления общественного контроля и расширения гражданского участия. Эти конкретные 100 шагов отражают чаяния народа. Они в интересах народа и каждого казахстанца.  Каждый из нас, должен совершить вместе со всей страной эти важные 100 шагов - в своей профессии, на своем рабочем месте, в своей общественной жизни.

План Нации возлагает новый уровень ответственности на государственных служащих. Теперь каждый, кто трудится в государственном аппарате, лично отвечает за свой конкретный сегмент выполнения президентских «100 шагов». И каждый государственный служащий должен быть готов в любое время дать четкий ответ, что лично он сделал и делает на своем конкретном участке работы. Данная Концепция основывается на Конституции Республики Казахстан, законах Республики Казахстан "Об Ассамблее народа Казахстана", "Об образовании", "О языках", "О культуре", Концепции формирования государственной идентичности Республики Казахстан, Доктрине национального единства Казахстана, Концепции развития АНК. Данная Концепция базируется на следующих главных принципах:

  1. базовый вектор – общенациональная патриотическая идея "Мәңгілік Ел", выдвинутая Президентом страны Назарбаевым Н.А.;
  2. консолидирующие ценности общенациональной патриотической идеи "Мәңгілік Ел" – гражданское равенство, трудолюбие, честность, культ учености и образования, светская страна;
  3. фундамент казахстанской идентичности и единства – общенациональные ценности, основанные на культурном, этническом, языковом и религиозном многообразии;
  4. казахстанская идентичность и единство – это непрерывный поколенческий процесс. Он базируется на том, что каждый гражданин, независимо от этнического происхождения, связывает свою судьбу и будущее с Казахстаном. Единое прошлое, совместное настоящее и общая ответственность за будущее связывают общество в одно целое: "У нас одно Отечество, одна Родина – Независимый Казахстан". Осознанность этого выбора – главное объединяющее начало.

При разработке Концепции учтены предложения государственных органов и неправительственных организаций, научной и творческой интеллигенции. Концепция обсуждена во всех регионах Казахстана.

Концепция выступает основой для принятия системы правовых, социально-экономических, политических, управленческих мер, направленных на укрепление и развитие казахстанской идентичности и единства.

История всегда подтверждает правильность знаменитой триады Фрэнсиса Бэкона. Он говорил, что три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров. Актуальность третьей составляющей доказывают современные экономисты. По их данным, 1 доллар инвестиций в инфраструктуру генерирует до 2-х долларов в экономике. Поэтому, с учетом важности развития инфраструктуры, по поручению Президента реализуется всеобъемлющая Государственная программа «Нұрлы жол».

Она призвана обеспечить вхождение Казахстана в число ведущих стран мира, лидирующих по качеству инфраструктуры. В ходе реализации задач второй пятилетки будет построен передовой инфраструктурный каркас страны. Казахстан - девятая страна по территории в мире. Строительство инфраструктуры требует больших инвестиций, но имеет значение на века как наследие для будущих поколений. В следующие 3 года на строительство новых дорог, электросетей, коммуникаций будет направлено 14 миллиардов долларов. Более трети этих средств будут выделены международными финансовыми институтами. Будет выстроена сеть автодорог по лучевому принципу от столицы к регионам. Это позволит добиться сбалансированного развития всех регионов страны. Будут снижены диспропорции, как в их экономическом развитии, так и в социально-демографическом разрезе. Малый и средний бизнес сможет сократить издержки производства, что поможет ему выйти с локального на региональный уровень.

В течение многих лет политика Президента Нурсултана Назарбаева направлена на разъяснение необходимости стремления к высокому качеству, где умело сочетается процесс убеждения со стимулированием продуманной и безупречной работы. Поощряются ответственное отношение к делу, борьба с коррупцией, бережное, рациональное расходование ресурсов, энергии, социальная ответственность бизнеса. Все это позволяет в непростых условиях кризисной нестабильности создавать условия для динамичного развития сегодня, в ближайшей перспективе и более отдаленном будущем.

Особого внимания заслуживают индустриализация, диверсификация экономики, переориентация с базарного бизнеса на собственное производство, стимулирующее внутренний спрос, занятость населения, повышение квалификации, нацеленное на улучшение благосостояния людей и устойчивое развитие. Понятно и подробно расписаны процедуры решения целого ряда застарелых проблем. Это устранение барьеров при изменении целевого статуса земельных участков, упрощение процедур легализации имущества. Устранение «искусственных» расчетов в строительстве и их максимальное соответствие реальной цене позволит более адекватно оценивать затраты на строительство. Что поднимет на другой, более высокий уровень ответственность и проектировщиков, и исполнителей работ.

Глава государства в очередной раз мудро и прозорливо указывает на то, что энергосбережение – краеугольный камень стратегии будущего, основанной на рациональном отношении к ресурсам, земле, оборудованию, рабочему месту. И, наконец, своему дому. Все это напрямую смыкается с воспитательным процессом. С детских лет необходимо знать, откуда берутся деньги, как появляются возможности улучшить жизнь себе и своим близким. Все это составляющие построения Общества Всеобщего Труда.

Очень важен и акцент на использование мирового опыта, сконцентрированного в международных стандартах. Это делает программу «100 шагов» четко ориентированной на конкурентоспособность страны на глобальном рынке. Будущее за теми, кто сумеет переориентироваться не только в производстве, но и в мышлении, системной организации качественного управления. Государство, бизнес и общество не могут динамично развиваться при недостаточном уровне образования. Поэтому такое внимание в программе реформирования уделяется интеллектуальному развитию казахстанцев, формированию кластера профессионалов. Намечены конкретные меры и в здравоохранении, обеспечивающем физическое здоровье человека на долгие годы. Я не знаю других стран, где бы такое внимание уделялось становлению единой, сплоченной нации сильного государства. Уникальный опыт Ассамблеи народа Казахстана, воспитание патриотизма и приверженности идеалам мира положено в основу стабильности и благоденствия в нашей стране, не знающей междоусобиц и этнических разногласий. Очень важно, что управленцам придется теперь работать «засучив рукава», а их доход будет зависеть от качества дорог, построенных домов, социальной среды, обеспеченности пенсионеров и инвалидов и других факторов, прямо характеризующих результат деятельности государственных органов.

Ориентир на качество – общепризнанный индикатор развития. Он четко прослеживается на всех направлениях программы построения современного государства, которому предстоит встать вровень с 30 развитыми странами мира. Намечены четкие ориентиры повышения качественных параметров в деятельности госаппарата, бизнеса, промышленности, сферы услуг. Все это невозможно без профессионалов своего дела, начиная от рабочего и до топ-менеджмента, от рядового сотрудника госаппарата до министра. При этом качественная работа должна быть основана на отчетливой мотивации каждого человека и гражданина. Качество бизнеса напрямую зависит от деятельности государственных органов, принимающих нормативные акты, регулирующих и контролирующих их исполнение. С учетом процессов глобализации и создания единых рынков Евразийского экономического союза роль нормативно-правовой документации возрастает. Синхронизация требований практически во всех сферах проходит в условиях жесткой конкуренции, а выживает в борьбе сильнейший, тот, кто способен убедить потребителей голосовать деньгами за свою продукцию, которая в первую очередь должна быть оптимальной по цене и качеству.

Разработка государственного Плана нации «100 конкретных шагов» будет содействовать реализации государственной политики по приоритетным направлениям развития государства, отдельных отраслей экономики и административно-территориальных единиц. Эта цель достигается путем обеспечения концентрации финансовых, материально-технических и трудовых ресурсов на приоритетных направлениях развития национальной экономики; координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Внимательно прочитав План нации - 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ, было понятно, что это своего рода стержень новой экономической политики и план дальнейшего инфраструктурного развития страны. 

Сегодня огромный по важности этап восстановления и укрепления страны пройден. Сейчас наша задача - создать богатый и благополучный Казахстан. На выполнение этих задач нацелены пять президентских реформ: формирование современного государственного аппарата; обеспечение верховенства закона; индустриализация и экономический рост; нация единого будущего и транспарантное подотчетное государство. Даны мощнейшие задачи и директивы: создать высокотехнологичные рабочие места, повысить роль профессионального образования, направить инвестиции в развитие экономики, использовать национальные накопления на структурную перестройку промышленности, дальнейшее развитие инфраструктуры, строительство магистральных дорог. 

 Список литературы

  1. План нации «Сто конкретных шагов» Президента Н.А. Назарбаева  // Казахстанская правда. – 2015. – 20 мая.
  2. Лапуста М. Г., Никольский П.С. Современный финансово-кредитный словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Турысбеков Е. Программа пяти институциональных реформ является конкретным шагом на пути реализации курса «Мәңгілік Ел» - С. Мажитов // КАЗИНФОРМ. – 2015. – 8 мая.
  4. Айсберг М. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выдвинул новый национальный план «100 конкретных шагов» // zakon.kz. – 2015. - 20 мая.

 

Яндекс.Метрика
© 1994-2016 Казахстанско-Американский Свободный Университет (КАСУ, ВУЗ). Все права защищены.

Республика Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск, 070000, Пр. Независимости, 86

+7(7232)52-30-70 +7(7232)61-90-23 +7(7232)49-25-10 +7(7232)22-23-24 +7(7232)61-90-24

kafu_ukg@mail.ru